Программы и порядок проведения вступительных испытаний (на базе 9 классов)
Русский язык
ХАРАКТЕРИСТИКА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Главное задание вступительного экзамена по русскому языку в форме диктанта – это объективное оценивание письменной (орфографической и пунктуационной) грамотности абитуриентов по данной дисциплине.
Абитуриенты должны знать: выученные в 5-9 классах лингвистические понятия и термины, орфографические, орфоэпические, пунктуационные правила.
Должны уметь:
• распознавать речевые явления и закономерности;
• группировать и классифицировать изученные речевые явления;
• определять основные признаки речевых явлений;
• понимать значение и особенности функционирования речевых единиц;
• устанавливать причинно-наследственные связи речевых явлений;
• применять знания по фонетике, лексике, фразеологии, морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксису и лингвистике текста на практике;
• понимать смысл, причинно-наследственные святи, тему, идею и выразительно-изобразительные способы услышанного текста;
• грамотно оформлять на письме продиктованные тексты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При оценивании необходимо учитывать следующие критерии:
• изучены ли орфографические и пунктуационные нормы к моменту написания диктанта;
• деление ошибок на грубые и негрубые, повторяющиеся и неповторяющиеся, на однотипные и неоднотипные. Исправляются, но не учитываются:
- описки (неверные написания, искажающие звуковой и буквенный облик слов, например: «рапотает» вместо «работает», «млодёжь» вместо «молодежь»);
- ошибки на правила, не изучаемые в школе;
- ошибки в передаче авторской пунктуации.
Однако при наличии в диктанте более пяти исправлений оценка снижается на один балл.
К негрубым ошибкам относятся:
- исключения из правил;
- написание большой буквы в составных собственных наименованиях;
- случаи слитного и раздельного написания префиксов в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- случаи слитного и раздельного написания с не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- написание ы, и после префиксов;
- случаи трудного различия не, ни;
- написание собственных имен нерусского происхождения;
- употребление одного знака препинания вместо другого;
- нарушение последовательности знаков препинания;
-при подсчете две негрубые ошибки приравниваются к одной.
К однотипным ошибкам относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими (колют, борются) и фонетическими (пирожок, сверчок) особенностями.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая считается как самостоятельная.
К повторяющимся относятся ошибки, которые употребляются в одном и том же слове или корне однокоренных слов.
САМОДИКТАНТ №1
Задания к тексту:
1.Озаглавьте текст.
2.Вставьте пропущенные буквы.
3.Поставьте недостающие знаки препинания.
Ещ_ совсем недавно в первой д_каде апреля природа выгляд_ла по-зимнему. Но вот подули тёплые ветры с безоблачного неба веселее брыз_ули солнечные лучи и под их напором звонче зашумели руч_и талой воды. Вз_ероше_ый лёд на лесных речках поднимается всё выше и выше. Он уже сделался хрупким белым и вот-вот, сокрушая заторы, двинется вниз. В лесах ещё сохранился снег но очень рыхлый: вступиш_, а мокрые крупинки осыпаясь, звенят как осколки стекла. Вот бы теперь ночку или две тёплого дождя, и от снежного п_крова не осталось бы следа! Как сказочный богатырь начинает ра_правлять свои м_гучие плечи просыпающийся лес. Вон на подсыхающем пригорке загорелся ж_лтый огонёк. Это мать-и-мачеха, один из первых цветков, приветствует юную весну. Очень нежный этот ра_ий цветок и распускается он только с появлением со_ца. Как только оно скатывается к г_ризонту и вечерняя прохлада наполняет воздух, цветы мать-и-мачехи свёртываются и ж_лтый огонёк гаснет до следующего утра. В ненас_ые дни не ищите этого цветка, его ж_лтая корзиночка закрыта. Мать-и-мачеха лекарстве_ое растение, в медицине употребляются листья собра_ые в конце весны.
САМОДИКТАНТ №2
Задания к тексту:
1.Озаглавьте текст.
2.Поставьте недостающие знаки препинания.
Меня трогает когда люди благодарны мне за сделанное добро. Я благодарен когда мне сделали хорошее. Но меня глубоко возмущает когда сделавший мне добро ждет от меня благодарности. Тогда всё его добро обесценивается мне хочется заплатить ему с процентами за сделанное и отвернуться. В Крыму в Коктебеле был у меня один знакомый болгарин крепкий хозяйственный мужичок. За какую-то провинность совершенную больше по глупости он был сослан на Север. Я за него хлопотал удалось устроить чтобы его освободили на два года раньше срока. Он пришёл меня благодарить выложил на стол пуд винограда несколько головок овечьего сыра три литра виноградного вина. Как я ни отказывался пришлось принять я чувствовал что отказом жестоко его обижу. Осенью мы уезжали со своей дачи. Билет на поезд уже был взят. Жене сильно нездоровилось и она попросила дочь этого болгарина Анку прийти к нам в день отъезда чтобы помочь уложить вещи. Утром в этот день прибежала плачущая Анка и сообщила что прийти не может отец ей велел идти с ним в лес собирать желуди для свиней. Что она ни говорила в какое тяжелое положение поставит нас своим неприходом он ничего не хотел слушать. Он расценил оказанную ему мною услугу честно отблагодарил за нее по тарифу и все свои отношения со мной счел поконченными. С этого дня я не люблю благодарных людей.